Секторальная рамка квалификаций в оценочной деятельности.
Профессиональный стандарт «Оценочная деятельность»
Средства массовой информации по вопросу (видео 1)
Средства массовой информации по вопросу (видео 2)
Формирование постиндустриального общества обусловлено глобализационными процессами, которые порождены бурным развитием информационных и коммуникационных технологий. Новые технологии изменяют природу и характер сферы труда и занятости, приводят к усилению международной конкуренции. В новых условиях происходит ускорение темпов технологического развития и развития моделей организации труда, что, в свою очередь, требует от работников постоянного профессионального развития для эффективной адаптации к быстро изменяющейся ситуации. Новые условия и развитие технологий создают новые возможности для обучения, которое уже не может ограничиваться образованием в стенах вузов.
На первый план выдвигается понятие обучения, осуществляемое самим человеком. В современных условиях человек должен постоянно учиться и совершенствоваться, развивать собственные компетенции. Все большую роль играет обучение на рабочем месте. «Обученность» человека перестает измеряться в терминах сроков обучения, объеме изученных дисциплин и начинает измеряться в терминах достижения результатов обучения, т.е. компетенций, понимаемых как целостный набор знаний, умений, опыта и отношений, актуализация которого обеспечивает качественное выполнение работником трудовых функций в различных ситуациях трудовой/профессиональной деятельности.
Важно не то, какое учебное заведение окончено и какой диплом (начального, среднего или высшего профессионального образования) имеет человек, а его квалификация, измеряемая в терминах компетенций.
В свою очередь, при этом требуется такой механизм описания и стандартизации этих квалификаций, который обеспечивал бы их прозрачность и понятность всем заинтересованным сторонам, т.е. гражданам, работодателям, государству. Для мотивации работников к постоянному обучению и совершенствованию, необходимы механизмы официального признания достигнутых результатов обучения, независимо от того, как и где происходило обучение.
Соответственно, необходимо структурировать и систематизировать результаты обучения на основе единого набора принципов и сформировать для этого соответствующий язык описания, понятный работодателю, работнику, и кандидату на обучение. Всем должно быть ясно, что означает квалификация определенного уровня в определенной области профессиональной деятельности, какими знаниями, умениями и опытом должен обладать работник.
По мнению Ассоциации оценочных организаций, существующая национальная система квалификаций требует обновления, путем введения таких новых элементов, как: национальная (секторальная) рамка квалификаций, секторальные советы квалификаций, профессиональные стандарты и система сертификации квалификаций.
Сегодня при Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь создан Секторальный совет квалификаций в оценочной деятельности, разработан Проект секторальной рамки квалификаций в оценочной деятельности и Проект профессионального стандарта «Оценочная деятельность».
Ассоциация оценочных организаций, как инициатор разработки, предлагает к рассмотрению Профессиональный стандарт «Оценочная деятельность» и Секторальную рамку квалификаций.